По прибытии в город Флэгстафф бронируем
места в "Мотеле-6" (это американская система
очень недорогих, но удобных мотелей) и после
ланча в одном из местных МакДональдсов сразу же
отправляемся к метеоритному кратеру. Отсюда до
него — около часа езды. Отъехав от города и
спустившись в долину, мы вновь оказались под
безоблачным небом и жарким солнцем. Дорога шла по
равнине, и через час я слышу от Дина: "Вот он,
кратер". Но я, кроме каких-то пологих холмов на
горизонте, ничего не вижу. И только приблизившись
на близкое расстояние я узнал кратер по зданию
музейного комплекса, расположенного на северном
вале кратера, как это отмечено на фотографиях.
Однако, находясь в стороне от него, ничего
похожего на кратер в облике этих холмов не
обнаруживается. К моему удивлению, кратер
полностью был обнесен сплошным забором из
колючей проволоки, а увидеть его можно было лишь,
купив входной билет. Правда, и есть за что:
комфортабельный лифт поднимает вас почти на
уровень вершины вала — нет необходимости
подниматься туда пешком. Открывается дверь
лифта, и вы входите на специально оборудованные
наблюдательные площадки — их здесь три, но самая
верхняя и, пожалуй, самая интересная в день
нашего прибытия была закрыта из-за сильнейшего
ветра, порывы которого иногда достигали опасной
силы.
И вот то, к чему вы с таким нетерпением
стремились — перед нашими глазами предстает
чаша кратера — Каньон Дьявола, как называли его
местные индейцы. Первое впечатление: кратер
больше напоминает какой-то горнорудный карьер,
что поначалу несколько разочаровывает.
Впечатление лунного кратера он на самом деле
производит только с самолета. Впрочем и
классические лунные кратеры с близкого
расстояния, судя по фотографиям, тоже не
обнаруживают строгих форм. И лишь спустя какое-то
время начинаешь осознавать насколько велика
была энергия того космического тела, которое 50
тысяч лет назад, столкнувшись с Землей, в одно
мгновенье выбросила и разметала столь огромное
количество скального грунта. И только в этот
момент приходит осознание колоссальной силы
космоса и незащищенности нашего мира.
Диаметр кратера 1200 метров, глубина — 185
метров. Глядя на него, испытываешь сильнейшее
желание спуститься вниз и оказаться на дне этой
гигантской чаши, о чем я мечтал еще дома. Но, к
моему разочарованию, спускаться вниз
категорически запрещено — решено сохранить для
истории в нетронутом виде находящееся в центре
кратера бурильное оборудование, с помощью
которого инженер Барринджер в начале века вел
поиск основного тела метеорита, а прилегающие —
области для дальнейших исследований. Ведь
посетителей сюда прибывает огромное количество
со всего мира. Кстати, преобладают американцы,
что и естественно, и японцы — люди с достатком.
Делаем массу фотографий, проводим видеосъемку,
собираем коллекцию камней на память и через час
направляемся в музей. Здесь также есть на что
посмотреть — от самых разнообразных образцов
Аризонского метеорита, собранных в разные
времена, первых буров для поиска метеорита на
глубине, до американских космических скафандров
и многого другого.
Это был уже далеко не первый музей, который мы
посещали, и в связи с этим хочется отметить, что
любой, даже самый небольшой из них имеет в своей
экспозиции коллекцию метеоритов.
Это совершенно противоположно
подходу к этой проблеме у нас, когда все
собранные в стране метеориты должны были
свозиться в один, столичный, вечно закрытый
Минералогический музей, что делало их совершенно
недоступными для рядовых посетителей, тем более
иногородних.