Еще в древности хорошо
было известно, что камни действительно могут
падать с неба, хотя, наверное, и существовали
разногласия по поводу того, какие именно боги их
сбрасывают. И не только камни, но и драгоценный
металл - железо. До изобретения плавки метеориты
служили основным источником этого ценного
элемента. Неудивительно, что они почитались
священными и зачастую становились объектами
поклонения.
Но наиболее просвещенные
умы XVIII века, «эпохи разума», не были так наивны,
чтобы верить во всякий суеверный вздор. И
действительно, Французская академия приняла
резолюцию, разъясняющую вполне земную природу
метеоритов. Если же вам показалось, что
какие-то из них упали с неба, это потому, что они
являются результатом удара молнии - совершенно
понятная ошибка. А посему хранители музеев
Европы выбросили никчемные камни, терпеливо
собранные их невежественными предшественниками.
И тут, по иронии судьбы -
одной из самых восхитительных в истории науки -
как раз через несколько лет после заявления
Французской академии недалеко от Парижа в
присутствии непогрешимых свидетелей прошел
сильный метеоритный дождь. Академия была
вынуждена опубликовать поспешное опровержение.
Даже после этого случая и
вплоть до начала космической эры значимость и
потенциальная важность метеоритов не
признавались. Десятилетиями ученые подвергали
сомнению - и даже отрицали - их причастность к
некоторым основным земным формированиям. Почти
невероятно, но факт: на дворе давно уже был XX век,
а некоторые геологи все еще полагали, что
знаменитый Аризонский метеоритный кратер
получил свое название по ошибке, и доказывали его
вулканическое происхождение! Спор был
окончательно разрешен лишь тогда, когда
благодаря космическим зондам стало ясно, что
Луна и большинство более мелких небесных тел
Солнечной системы веками подвергались
бомбардировке из космоса.
Как только геологи
принялись их искать - особенно с помощью камер на
орбите, обеспечивающих новое видение, - кратеры,
образовавшиеся от удара, начали обнаруживаться
повсеместно. Теперь стало очевидно, почему они не
встречались еще чаще: все древнейшие из них
разрушились в результате эрозии почвы. А
некоторые достигали таких огромных размеров, что
их невозможно было разглядеть ни с земли, ни с
воздуха; только взгляд из космоса мог охватить их
целиком.
Все это было очень
интересно для геологов, но слишком далеко от
повседневных человеческих забот, чтобы
взволновать широкую публику. И вдруг с легкой
руки нобелевского лауреата Луиса Альвареса и его
сына Уолтера второстепенная наука
«метеоритология» неожиданно оказалась в центре
внимания.
Внезапное - по крайней
мере в астрономическом масштабе времени -
исчезновение огромных динозавров, царствовавших
на Земле в течение более сотни миллионов лет,
всегда оставалось тайной за семью печатями.
Предлагалось множество вариантов решения этой
загадки: некоторые правдоподобные, другие
откровенно нелепые. Простейшим и наиболее
очевидным ответом считалось изменение климата,
что послужило источником вдохновения для
создания одного из классических произведений
искусства - блестящего эпизода «Весенний ритуал»
в шедевре Уолта Диснея «Фантазия».
Но на самом деле эта
версия не была такой уж удовлетворительной,
поскольку она не столько давала ответ, сколько
ставила все новые вопросы. Если климат изменился,
что послужило причиной этого? Среди огромного
множества теорий ни одна не была по-настоящему
убедительной, и поэтому ученые попытались
поискать разгадку где-нибудь еще.
В 1980 году Луис и Уолтер
Альваресы, анализируя результаты геологических
исследований, объявили о том, что они раскрыли
давнишнюю тайну. В узком слое горных пород на
границе мелового и третичного периодов они
обнаружили доказательство глобальной
катастрофы.
Динозавры были убиты, и
теперь стало известно орудие убийства.